Фотоальбом
Поделиться
Все фото
Лучшее
Конкурсы
Новое
Не бейте пса! Или как то, за что сейчас дают статью за вандализм, через 700 лет становится культурным наследием.
Не бейте пса! Как то, за что сейчас дают статью за вандализм, через 700 лет превращается в культурное наследие. Церковь Спаса на Нередице и её граффити XIII века. Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Традиционно считалось, что была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Однако Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Изяслав и Ростислав были перезахоронены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря 15 июля «по сорочинах» Изяслава, то есть спустя 40 дней после его смерти. Изяслав умер приблизительно 4-5 июня, то есть церковь была заложена в его память. В 1199 году стены церкви были украшены фресками. Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца»[6]. Эта местность включала, в частности, и ту территорию, на которой была воздвигнута церковь. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала до 30-х годов XX века. Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Николаем Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили диплом и бронзовую медаль. Кроме фресок, на стенах церкви обнаружены граффити. С августа 1941 года Нередица оказалась на линии огня вражеской артиллерии. В результате длившегося более двух лет обстрела здание превратилось в руину. Основная часть фресок оказалась погребённой под завалами. Не только фрески храма являются культурным достоянием, не меньшую ценность представляют и граффити, выполненные прямо на фресках, и датируемые XII-XIII веками! Некоторые участки покрыты ими полностью, но при этом авторы надписей были крайне аккуратны и никогда не писали на самих изображениях Святых. Эти надписи и рисунки являются несомненным показателем повсеместной грамотности населения домонгольской Руси. И сейчас люди пишут на стенах, но в средневековье все эти надписи были молитвенного или поминального характера. Самая распространенная надпись была, конечно: «Господи, помоги рабу твоему …» и указывалось имя, а иногда и без имени. Например, на фото ниже верхняя надпись гласит: «Господи, помози рабу своему Матфею». Автор граффити написал «Матфе…», а дальше уже находится фигура Святой и он, чтобы не задевать образ, перенёс последнюю букву на следующую строку. Там же еще одна надпись, представляющая большой интерес: «НЕПОУСЕЧЪ П?СУ» На первый взгляд это не имеет никакого смысла. Рассказывают, что болгары, будучи в храме на экскурсии, сказали, что по-болгарски это означает – «не бейте пса», что уж совсем странно. Но, если мы разделим надпись на слоги, то увидим, что это первые слоги дней недели: НЕ – неделя (так в старину называли воскресенье); ПО – понедельник; У (в диалектном У) – вторник; СЕ – среда; ЧЪ – четверг; П? – пятница; СУ – суббота. Здесь же, ниже, мы видим фигуру бегущего воина, выполненную твёрдой рукой художника.
Ромил
27.12.2020
24 фото
thumb_up
2
thumb_up
1
thumb_up
1
thumb_up
2
thumb_up
2
thumb_up
1
Поделиться
Ссылка на страницу